ШОН - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИИ (СТР. 5)
Примерно через неделю после того как он попал ко мне, я позвонила прежней хозяйке – с предложением забрать своего красавца назад. Хозяйка отказалась, сказав, что она все равно с ним не справится, да и вообще считает, что у меня (или кому я его отдам) – ему будет лучше… Никак не могла поверить, что мы гуляем без поводка…
Вобщем, как Шон в итоге остался у меня – это отдельная история. Но – остался. И осталась та самая единственная проблема – агрессия к крупным кобелям.
И Решение проблемы...
Итак, Шоня стал членом нашей семьи – со всеми вытекающими… Собаки и владельцы на выгуле уже привыкли к волкоподобному красавцу, но мало кто знал о его проблеме, и все по привычке считали, что если собака со мной – она послушная. И доверчиво отпускали своих псов «познакомиться».
Если я успевала увидеть летящего навстречу Шону кобеля, и расстояние между ним и Шоном было достаточное, чтобы я успела подозвать Шона – проблем не было. Но если пес, скажем, вылетал из-за поворота или из-за кустов… Вобщем, это был мой позор. Шон высокомерно вставал рядом с ним и, вздыбив шерсть, «мерялся ростом» - после чего следовала моментальная атака в загривок… Применять электрическое воздействие в тот момент, когда собаки находятся рядом – категорически нельзя, это только провоцирует агрессию. Оставалось только галопом подлетать к сцепившимся кобелям, по дороге умоляя хозяина другой собаки стоять спокойно и не вмешиваться, обхватывать Шона вокруг талии, подняв над землей задние ноги – и снимать с противника. После чего пес укладывался – командой и руками, и должен был лежать какое-то время, пока уводили противника. К счастью, сильных покусов Шон никому не нанес, но от ситуации такой было не легче. Пару раз в пылу боевого азарта он пытался развернуть свои зубы против меня – приходилось садиться ему на холку, прижимая к земле, хватать за оба уха и прижимать к земле голову, с тихим произнесением сквозь зубы воспитательных заклинаний – помогало… Но мириться с таким положением вещей было, конечно, нельзя.
И мы с Шоном (ну и Белкой, конечно) отправились на площадку, где побольше больших и серьезных собак. Это удобно тем, что за один-два часа можно создать бесчисленное количество провокационных ситуаций, в которых собаке будет предложено единственно правильное решение, и выбора у нее не будет. Повторение – мать учения, а таких повторений на собачьей площадке – сколько угодно. И чем еще удобно – на собачью площадку приходят люди, которые хотят учить и воспитывать своих собак, и готовые в этом процессе помочь другим. Кроме того, они вполне управляют своими собаками – следовательно, в специально созданной ситуации удастся обойтись без драки, и собака не сделает неправильных выводов. Таких, например, как «я иду мимо, весь такой послушный – а он на меня бросился и покусал», или что еще хуже – «хозяин – идиот, не дал мне напасть первому, поэтому я весь теперь покусанный, а он победил, в следующий раз не буду слушать хозяина – нападу первым».
Работа была очень простой. Нужно было по команде «рядом» пройти мимо собак. Собаки – разные. Спокойные, стоящие рядом с хозяином и не обращающие ни на кого внимания. Нервные, привязанные в ожидании хозяев к забору, и яростно облаивающие подходящего к ним маламута. С трудом сдерживаемые хозяевами в ожидании своей очереди на «кусачки», и непрестанно лающие от обиды на далекого фигуранта, которого дали покусать другой собаке… У всех – свои заботы. А наша с Шоней единственная забота была – спокойно, не натягивая поводок, не издавая урчащих и рычащих звуков, пройти мимо всех этих собак. Много раз, зигзагами, кругами. Все очень просто. Чуть проявил нездоровый интерес – электрическое воздействие, при необходимости – легкая коррекция поводком – «рядом». Прошел мимо спокойно – хорошо, молодец, пошли дальше.
Когда научились спокойно проходить мимо – начали задерживаться у собак, подходить поближе. Спокойное поведение – поощрение. Появление признаков агрессии – теперь уже усадка по команде около объекта агрессии… Усадка с выдержкой… Несколько удачных упражнений – и все, надо дать собаке отдохнуть, расслабиться. Идем на снаряды, по которым Шоня к тому времени уже научился весьма лихо лазить, за компанию с Белкой. «Вперед» - и наперегонки, кто первый взбежит на бум, перепрыгнет барьер, вскарабкается на лестницу. Потом – отошли в сторонку, в лес – можно просто погонять кругами друг за дружкой.
Набегались – и опять к занятиям. Но после беготни все эти псы, оказывается, уже неинтересны, надоели… «Ой, сейчас подойдем – опять надо будет сесть, лечь – какая тоска» - читаю на Шониной морде. Что собственно, и надо – прежние «объекты агрессии» вызывают уже только скуку и равнодушие. Это здорово – но все равно, надо повторить «урок». После повторения – опять беготня, игры, возня… Расслабились… И так – 3-4 повтора, около 2 часов занятий – и домой.
Дома, на выгуле – внимательно следим за всеми собаками, появляющимися «на горизонте». Как только я вижу (с точки зрения Шона) достойного противника, Шона – подзываю, на поводок – и спокойно, не натягивая поводок (коррекция только электричеством), проходим рядом с противником. Главное – не дать возможности «сорваться» в течение всего периода обучения…
|