СОЮЗ - клуб спортивно-служебного собаководства и учебно-дрессировочная площадка НОРДОГС

Дрессировка собак, дрессировка собак на площадке, учебно-дрессировочная площадка для собак \"Нордогс\", служебное собаководство, кинология
Текущее время: 29-03, 11:08

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: КАК СОЗДАТЬ КОМАНДУ СВОЕЙ МЕЧТЫ
СообщениеДобавлено: 03-10, 10:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-05, 11:59
Сообщения: 2551
КАК СОЗДАТЬ КОМАНДУ СВОЕЙ МЕЧТЫ
(Психологические советы Ирмгарда Цинна инструкторам, ведущим занятия на дрессировочной площадке).

• Что ожидает дрессировщик от процесса обучения, посещая занятия опытного тренера?

Многие дрессировщики, даже избалованные успехом, всегда тревожатся, что на следующих этапах возможен провал. Их терпение и стремление к победе раз за разом подвергаются проверке. В этой шкале перемещения между успехом и неудачей спортсмена нередко подстерегает разочарование, причина которого кроется как в излишней сытой самоуверенности, так и в неоправданном страхе перед поражением. Вероятность такого разочарования трудно объяснить логически. Инструктор, готовящий команду к соревнованиям, должен разработать тактику профессиональной и эмоциональной поддержки своих учеников. Он обязан обеспечить дрессировщику с собакой психологическую помощь, дать дельный совет перед стартом, провести конструктивный «разбор полетов» после соревнований, — это только часть той многосторонней деятельности, которую осуществляет тренер в своей работе над идеальной командой. Следует учитывать, что советы должны быть уместными и предельно лаконичными, иначе подобная помощь может иметь силу обратного воздействия. Сильное вербальное воздействие отвлекает дрессировщика от задач, поставленных им самостоятельно. Указания тренера могут привести к тому, что спортсмен перестанет руководствоваться собственным чутьем и наделает непоправимых ошибок.

2. Что ведет к передовым достижениям в команде «человек — собака»?

Такое понятие как «передовые достижения» используется не только в значении успехов в хозяйстве. Это определяющее понятие в спортивных соревнованиях. Поэтому громадное значение имеет концепция и новизна тех методик, которые использует тренер для достижения рекордов. Использование современной методики — это очень актуальный подход к обучению. Тренер-инструктор должен делать ставку на эффективные тренировочные техники, продвигать новые, оригинальные идеи, иметь острое чутье. Запатентованных средств нет, но только такой подход приведет к творческим, интеллектуальным импульсам ежедневный процесс треннинга, сделает его интересным, не даст скучать ни человеку, ни собаке. Главнейшая задача тренера — пробудить интерес, сделать его общим и четко поставить цель. Мотивация и цель должны органически объединиться в сознании человека, дрессирующего собаку. Только эта цель должна иметь абсолютный приоритет в команде. Практические знания и навыки инструктора, его накопленный опыт должны прийти на помощь в проблемных ситуациях и вывести тандем «человек — собака» к намеченной цели. Тренер должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие служило для достижения намеченной цели. Каждая тренировка является задачей, которая направлена на максимальную реализацию способностей, как дрессировщика, так и его подопечного, поэтому инструктору необходимо создать оптимальные условия для раскрытия всех возможностей своих учеников. От занятия к занятию следует идти по пути увеличения результатов.

К успеху приведет только прочный контакт тренера и дрессировщика. Доверие дрессировщика к тренеру должно быть равнозначным доверию тренера к себе. Это условие, наряду со специальной подготовкой к старту и использованием современной методики, является важнейшей предпосылкой для создания идеальной команды. Только от такого союза зависит ее существование и благополучие.

3. Каким должен быть специалист, ведущий занятия на дрессировочной площадке?

Тренер должен стать для своих курсантов спортивным психологом, который способен отыскать золотую середину между возможным и желаемым, а так же ненавязчиво и тактично объяснить им разницу между желанием и возможностями. Инструктор обязан найти индивидуальный подход к каждому члену группы, это приведет к успешному результату. Необходимо проводить теоретические занятия и беседы с дрессировщиком, который воспитывает собаку. Конечная цель тренера-инструктора — превращение новичка-дилетанта в профессионала, для того, чтобы в непредвиденных ситуациях он смог всегда найти единственно правильное решение. Требуется иногда достаточно длительное время, чтобы научить спортсмена самостоятельно решать возникающие проблемы. Инструктор несет ответственность за форму и содержание тренировки, он должен систематически планировать для обоих партнеров комплекс упражнений, эффективных для команды «человек — собака». При составлении плана тренировки должна учитываться разница личных качеств человека и животного, их индивидуальные особенности и способности. Объяснения должны быть понятными для учеников. Желательно, чтобы указания тренера не навязывались, а логически обосновывались. Задача инструктора — изучение ошибок спортсменов и признание их достижений, активизация их потенциала. Инструктор знает предполагаемые трудности будущих соревнований и правильно их оценивает. Тренеру необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном отношении, чтобы достигать новых успехов. Хороший консультант должен иметь честолюбие. При всей своей компетенции, выступая только в роли советчика, (если он при этом хороший психолог и педагог), он сможет применить свои теоретические знания так, чтобы иметь весомый практический результат. Доверие к инструктору может быть безграничным только в том случае, если он способен самостоятельно и успешно выдрессировать собственную собаку. Хороший специалист не устает учиться сам, регулярно повышает свою квалификацию, самостоятельно и совместно со своими коллегами изучает и анализирует накопленный опыт, ориентируется на новейшие достижения в области тренировки собак и внедряет современные знания в свой учебный процесс. Инструктору не мешает обладать и такими общечеловеческими качествами, как справедливость, доброта, внимание к людям и животным.

Соревнования высокого уровня постоянно проходят с изрядной долей риска под девизом: «Или все, или ничего». Если дрессировщик-стажер научился отождествлять себя с тренером, то он в состоянии переосмыслить неудачную ситуацию и сделать правильные выводы для себя. Предпосылкой для этого, однако, является этическая ответственность инструктора за курсанта и за его собаку.

• Кто является хорошим инструктором?

Инструктор-психолог имеет перед собой главную задачу — разбудить дремлющий потенциал к «часу Х», когда он полностью раскроется. С первой же тренировки он должен разглядеть те позитивы, которые заложены в начинающей команде, потому что, только имея потенциал, можно что-либо реализовать и создать. Инструктор должен правильно выбрать время, благоприятное для тренировки, грамотно и в нужный момент изменять ее направление, контролировать сложившуюся ситуацию, смоделировать ситуацию, необходимую для конкретного типа обучения. Психолог должен учитывать и то, насколько интенсивным может быть давление на собаку, чтобы гарантировать безопасность ее проводнику.

Во время соревнований инструктор обязан правильно определить, в какой конкретно информации нуждается спортсмен, выбрать момент, когда необходима последующая информация, уметь правильно ее дозировать, для того, чтобы дрессировщик с собакой стал максимально готовым к действию. Правильная психологическая подготовка — это всегда нечто большее, чем просто передача информации своему ученику. Вот два примера из практики, подтверждающие это утверждение. Пример первый: Психолог дает подопечному незадолго до старта информацию о том, что уже трое ведущих спортсменов не достигли намеченной цели в условиях незнакомой местности. В мыслях дрессировщика фиксируется только факт: «Провалились!» и понятие «сложная обстановка». Его сознание блокируется, и он уже не видит возможности для преодоления препятствий. Пример второй: На соревнованиях по Аджилити в определенном сочетании накапливаются ошибки и дисквалификационные моменты. Вновь тренер предостерегает перед стартом, чтобы спортсмен настроился и был особенно осторожным. Это предостережение крепко застревает в голове, но, пытаясь уйти от ошибок в оговоренной ситуации, дрессировщик уже настолько запрограммирован на трудности, что не может выбрать собственную линию поведения и максимально использовать свои возможности. Поэтому разговор о том, что инструктору нужно уметь правильно выбирать благоприятный момент для передачи правильной и дозированной информации, иметь верное представление о ее характере, чтобы не потерять свой престиж наставника.

• Конфликты.

Если тренер хочет работать успешно, то он должен активно бороться с конфликтами. Процесс работы с командой в большинстве случаев не обходится без конфликтов и сбоев. Если конфликты не анализируются или тщательно скрываются, то они развиваются дальше и становятся запрограммированными. Если же суть конфликта исследуется, и делаются надлежащие выводы, то тренер и собаковод делают шаг вперед на пути к успеху. Конфликтная ситуация чаще всего возникает, когда нетерпеливый тренер, не поставив сразу цель и не согласовывая с проводником своего образа действий, настойчиво подталкивает его к активной деятельности. Это затрудняет поиск цели и нарушает ход запланированной работы, что ведет к негативным последствиям. В такой ситуации инструктор должен оставаться настойчивым и энергичным, но все же прояснить свою позицию для курсанта. В ходе дальнейшего развития сложных фаз тренировки можно встретиться с легкими проявлениями усталости или даже пресыщения этим видом деятельности. Инструктор, не теряя активности и внимания, может несколько разнообразить виды треннинга или сменить обстановку. Не следует оставлять без внимания протесты учеников, прислушиваться к критике, решать проблемы суверенным образом для того, чтобы действовать совместно в позитивном направлении к успеху.

• Способности.

Успешно работающий тренер должен укреплять свою профессиональную компетенцию для того, чтобы знать потребности и проблемы своих подопечных. Он должен быть контактным и найти подход к каждому из своих учеников. Ему потребуется обладание способностью объединить команду, чтобы гарантировать эффективное сотрудничество. Кроме общительности и компетентности нужно иметь наличие самоконтроля, что крайне необходимо для формирования позитивного климата в команде.

Таким образом, вам понятно, что требования и ожидания к инструктору необычайно высоки. Тем не менее, в свободной экономической системе существуют такие личности, которые, не смотря на большое количество возникающих и угрожающих конфликтов, успешно выполняют тренерскую работу. Они умело используют весь потенциал в команде человек — собака, они очень востребованы и работают чрезвычайно эффективно. Каждая местная группа с радостью приглашает их, потому что такой инструктор обучает членов команды своему мастерству, используя всю свою работоспособность, время, талант и знания. Похвала таких профессионалов имеет огромную силу воздействия и сильно влияет на мотивацию всех членов команды.

• Каковы цели треннинга?

Работа тренера направлена на укрепление отношений в команде. К успеху ведет и то, что работа с каждым сугубо индивидуальна. Цель, которую преследует инструктор на площадке, сделать проводников зрелыми, вдумчивыми дрессировщиками, которые впоследствии сами могут стать тренерами или самостоятельными консультантами.



SV-Zeitung № 6, 2001г.

Перевод из журнала


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB